Не жизнь, а сметана! Какие перспективы у самого дешевого топлива

Количество просмотров материала «Метановые „проходные“: обзор машин с самыми маленькими расходами на топливо» и активность пользователей форума abw.by подсказали нам, что белорусы в последнее время стали чаще интересоваться вопросом использования компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива. На редакционную почту посыпались вопросы о будущем метана в Беларуси. В связи с этим мы встретились с начальником службы АГНКС управления «Минскавтогаз» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» Петром Аннюком, чтобы поговорить о перспективах использования газомоторного топлива в нашей стране и за рубежом.

— Чем метан привлекает белорусов? Какие имеются достоинства у данного типа моторного топлива?

— Сегодня в связи с высокой стоимостью жидкого топлива и низкой ценой на природный газ белорусы стали активно интересоваться последним и переводить на него свой транспорт. Расход природного газа в кубометрах примерно сопоставим с расходом бензина в литрах. При цене 5000 рублей за кубометр против 11.900 за литр АИ-95 сжатый природный газ дает чуть более двукратной экономию при заправке. Если говорить об альтернативных видах газомоторного топлива, ближайшим конкурентом природного газа является пропан-бутан, но в связи с повышенным до 30 процентов расходом и изначально более высокой стоимостью пропан-бутана его экономическая привлекательность не так очевидна, как природного газа.

К тому же пропан-бутан находится в баллоне в сжиженном состоянии, требует прогрева авто перед переходом на газ в зимнее время, а его качество сильно зависит от процентного соотношения пропана и бутана. Физические свойства этого газа представляют большую опасность по сравнению с метаном, при утечках пропан-бутан скапливается в приямках, в то время как метан поднимается вверх и растворяется в атмосфере.

Хотя оборудование для работы автомобиля на метане требует больше места под установку баллонов, чем пропан-бутан. И стоимость переоборудования на метан несколько выше, если быть объективным. С другой стороны, учитывая все положительные качества метана как автомобильного топлива, многие приходят к выводу, что переплатить имеет смысл. К тому же метан — это самый экологически чистый вид топлива, при сгорании которого образуется лишь углекислый газ и вода.

— Изнашивает ли газ двигатель?

— Наоборот. В нем нет никаких присадок, это чистый вид топлива: мотор мягче работает, метан не создает нагар и не растворяет масляную пленку на стенках цилиндров, как бензин. К нам приезжают машины, прошедшие и 300 тысяч, и даже 600 тысяч километров — никаких проблем с двигателями из-за ГБО нет.

— Растет ли популярность автомобилей с заводским ГБО?

— Несомненно, в последние годы их количество возрастает. Эти машины лучше приспособлены для работы на сжатом газе. С учетом особенностей метана — октановое число 105–115 единиц и более высокая температура горения — в конструкцию моторов вносятся определенные изменения. Например, применяется более высокая степень сжатия, детали поршневой группы и клапаны из более термостойких сталей. Опять же баллоны расположены так, что их не видно, они не «съедают» полезное пространство багажника. В последние пять лет мы наблюдаем всплеск пригона автомобилей с заводским ГБО и в целом рост спроса на услуги по переоборудованию машин. Снижение курса российского рубля на данном этапе несколько приостановило поток подержанных легковушек из Европы, ведь машины в России сейчас дешевле, тем не менее остается актуальным пригон автомобиля объемом до 1,5 литра. Хорошо берут Passat с 1.4 TSI, многочисленные Fiat

— Что по поводу обслуживания такой экзотики, как метановые Volkswagen Eco Up! и Fiat 500 0.9 turbo?

— Все, что у нас ездит по стране, мы можем обслужить. Пока что этих автомобилей мы не встречали. Но как только они появятся, проблем с обслуживанием не будет.

— Актуальна ли установка ГБО на обычные автомобили? Сколько стоит переоборудовать обычный автомобиль?

— Безусловно. В последние годы отмечаем особенный спрос на данную услугу. Например, под шестой декрет пригнали приличное количество пикапов. Двигатели там обычно большого объема, соответственно и расход немаленький. Многие ставят себе сжатый газ. И удобно, что места много под установку баллонов. Стоимость установки ГБО начинается от 25 миллионов белорусских рублей. Все зависит от типа и количества баллонов, от фирмы-изготовителя оборудования и других факторов.

— Насколько мы отстаем от Европы на данный момент по распространенности метана в качестве моторного топлива?

— В Европе все помешаны на экологии, поэтому там активно идет дотация экологических проектов. В данном вопросе сегодня лидирует Германия. На ее территории расположено примерно 1000 заправок. В Беларуси на сегодняшний день сеть состоит из 27 стационарных АГНКС. Все они находятся в собственности ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Для расширения географии реализации КПГ организовано 19 пунктов бескомпрессорной заправки, удаленных от стационарных АГНКС, для доставки газа к заправочным пунктам используются 15 передвижных автомобильных газозаправщиков. Для развития парка газомоторных автомобилей ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» имеет 8 участков по монтажу газобаллонного оборудования, ремонту и сервисному обслуживанию газотопливной аппаратуры и 2 пункта технической диагностики и периодическому освидетельствованию баллонов

— Где находятся пункты технической диагностики и освидетельствования баллонов?

— На данный момент они расположены в Слониме и Минске. Но существуют другие организации, осуществляющие подобные услуги. В принципе проблем с этим нет. К тому же в зависимости от типа баллонов освидетельствование проводится один раз в три или пять лет.

— Государство поддерживает такие проекты? Есть ли перспективы у использования метана в нашей стране?

— Безусловно. Беларусь имеет все предпосылки для расширения использования природного газа в качестве моторного топлива. Во-первых, плотность сети действующих станций уже полностью обеспечивает транзит транспорта через Беларусь, наибольшее расстояние между АГНКС по основным маршрутам составляет 150 километров. Во-вторых, все регионы республики газифицированы и не возникает проблем с размещением заправочных станций в удаленных регионах. В-третьих, экологический аспект. Государством уже предпринимаются активные шаги, направленные на защиту окружающей среды. В утвержденной Стратегии по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривается поэтапный переход системы общественного и коммунального транспорта на экологически более безопасные виды топлива. Началом активизации работ по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива в Республике Беларусь явилось подписание в 2012 году двухстороннего Протокола о намерениях сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ОАО «Газпром». Один из важных пунктов этого документа — договоренность о предельной отпускной цене КПГ на уровне, не превышающем 50 процентов цены дизельного топлива. Сегодня данное соотношение составляет около 38 процентов.

— А что по поводу утвержденного Министерством экономики в апреле 2013 года Комплекса мероприятий по расширению применения природного газа в качестве моторного топлива? Как он реализуется?

— В реализации Комплекса мероприятий принимают участие 11 министерств, исполнительные комитеты, 7 департаментов и подразделений. Уже сегодня можно отметить первые успешные шаги в развитии отечественного производства газомоторной техники. В серийном производстве находится городской низкопольный автобус Минского автомобильного завода, оснащенный двигателем, работающим на природном газе; готов к мелкосерийному производству тягач МАЗ-5340 с газовым двигателем, на шасси которого будет выпускаться коммунальная и другая функциональная техника. Гомельским авторемонтным заводом выпущен первый образец газового городского автобуса малой вместимости «Радзiмiч». Минским тракторным заводом изготовлен трактор «Беларус», работающий в газодизельном цикле, сейчас он проходит испытания. ОАО «БЕЛАЗ» планирует производство карьерной техники, работающей на природном газе. ОАО «Лидские автобусы „Неман“ готово оснащать 18-местный автобус серии 3232 малого класса двигателем, работающим на КПГ. Минский моторный завод выпустил двигатель, работающий по газодизельному циклу, и планирует разработку двигателя, работающего только на метане. Холдинг „Амкодор“, одно из ведущих предприятий по производству специальных машин, проявил заинтересованность в использовании сжиженного природного газа в качестве моторного топлива для выпускаемой техники. Знаковым событием стало поручение Правительства Республики Беларусь при обновлении автобусных парков предусматривать закупку автобусов МАЗ, работающих на компримированном природном газе. Десять таких автобусов с апреля этого года уже используются на маршрутах и показывают себя с самой лучшей стороны. Но самое главное — комплексом мероприятий предусмотрена разработка экономических стимулов для производителей и потребителей автомобильной техники с двигателями, работающими на КПГ. Поэтому дальнейшему развитию метана в Беларуси — быть.

— В прессе появлялись сообщения о серийных Lada с заводским ГБО на метане. Нет ли производства газовых легковых автомобилей в России и Беларуси или планов по их выпуску?

— АвтоВАЗ планировал выпустить легковушку, увы, о ней сейчас ничего не слышно. Безусловно, рынок нуждается в том, чтобы у нас был освоен выпуск легкового автомобиля с заводским ГБО. Сегодня в Беларуси собирают более десятка моделей. Возможно, когда-нибудь у нас появится модель с заводским ГБО. Но пока об этом ничего не известно.

— В каких городах Беларуси наиболее популярен метан как вид моторного топлива?

— Особенно популярен сжатый газ в Бресте и Минске. В Бресте, к примеру, 25 процентов газобаллонного парка — это автомобили, осуществляющие городские и пригородные пассажирские перевозки, то есть легковые авто, маршрутные такси и автобусы.

— Ожидать ли белорусам в ближайшее время расширения инфраструктуры со стороны вашей компании?

— Что касается расширения сети заправок компримированным природным газом, то в ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» разработаны планы расширения сети заправок КПГ, выработана стратегия действий. В ближайшей перспективе планируется строительство АГНКС в городах Молодечно, Полоцк, Слуцк, Жлобин и Минск. В Минске одновременно планируется построить сервисный центр по обслуживанию газобаллонных автомобилей. Одним из ключевых моментов, влияющих на приобретение и использование газомоторной техники, является удобство расположения АГНКС. В этих целях разрабатывается нормативный документ по проектированию АГНКС, позволяющий приблизить производителя КПГ к потребителю, сделав газомоторное топливо более доступным.

— Вы часто позиционируете метан как будущее автомобильного топлива. Когда это будущее наступит в Беларуси?

— Жидкостное топливо будет дорожать, экологические требования к транспортным средствам — возрастать. Несомненно, в ближайшем будущем остро станут экологический и энергетический вопросы. Метан как моторное топливо дешевле, экологически чище и безопаснее. Исследования в области токсичности, проведенные в разных странах, показывают, что при замене бензина сжатым газом выброс ядовитых веществ снижается: окиси углерода — в 5–10 раз; углеводорода — в 3 раза; оксида азота — в 1,5–2,5 раза. В 2008–2012 годах объем потребления природного газа как моторного топлива в мире увеличился в 3 раза, среднегодовой темп прироста составил 27 процентов. По всем прогнозам потребление метана будет увеличиваться. Электромобили? До них нам пока еще далеко. Поэтому мы прогнозируем в ближайшем будущем рост популярности сжатого газа. Несомненно, развитие рынка газомоторного топлива и его инфраструктуры в Беларуси создаст мультипликативный эффект в отраслях народного хозяйства, в сфере бизнеса и в области международного сотрудничества. Метан будет выгоден всем, поэтому в его будущем сомневаться не приходиться.


Автор: Юрий Гладчук

Источник: ABW.BY