«Газпром трансгаз Беларусь» в 2018 году инвестирует в обновление газотранспортной системы Br16,9 млн
«Газпром трансгаз Беларусь» намерен построить первый на территории страны комплекс малотоннажного производства сжиженного природного газа и модернизировать подземные хранилища голубого топлива. Об инвестициях в обновление газотранспортной системы Беларуси, задачах по энергоэффективности и планах по развитию рынка газомоторного топлива
Скриншот интервью
— В нынешнем году было избрано руководство наблюдательного совета и гендиректор ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Какие задачи поставил перед компанией наблюдательный совет?
— Главная и неизменная задача ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» — бесперебойное газоснабжение потребителей Беларуси и обеспечение надежности транзита природного газа по территории страны. На решение этой задачи направлены основные силы предприятия. Сегодня нашу компанию можно с уверенностью назвать высокоорганизованной, технически оснащенной, экономически эффективной, находящейся в постоянном развитии газотранспортной структурой топливно-энергетического комплекса Беларуси.
Значительное внимание наблюдательный совет и руководство уделяют одному из стратегических направлений деятельности ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» — расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Эта работа акцентирована на развитие взаимодействия и большее вовлечение органов государственной власти и подчиненных им организаций в наращивание газомоторной инфраструктуры, содействие увеличению количества газомоторной техники в Беларуси.
Еще одним приоритетным направлением деятельности ОАО являются энергосбережение и энергоэффективность. Наблюдательный совет одобрил проводимую компанией в 2017 году работу по выполнению программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Нам поручено продолжить повышать энергетическую эффективность производственной деятельности компании и обеспечить выполнение программы энергосбережения на 2018–2020 годы. Реализация 48 запланированных на 2018 год мероприятий программы позволит получить экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме более 12,5 тыс. т условного топлива, в том числе экономию природного газа более 10,8 млн куб. м, электрической энергии — более 300 тыс. кВт·ч, тепловой энергии — около 150 Гкал.
— К каким показателям по поставкам газа (в Беларусь и транзитные поставки) планируется прийти по итогам 2018 года?
— Природный газ реализуется областным газоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белтопгаз» и ОАО «Нафтан». В 2017 году этим потребителям суммарно поставлено 18,8 млрд куб.м, в первом квартале текущего года — 6,6 млрд куб.м.
Объем реализации газа зависит от различных факторов, включая погодные условия, объемы импорта электроэнергии в Беларусь. Контракт с ПАО «Газпром» предусматривает, что в 2018 году будет поставлено около 20 млрд куб.м российского природного газа.
— Какие основные проекты предусматривает инвестиционная программа компании на текущий год? Какой объем средств может быть направлен на обновление газотранспортной системы Беларуси?
— Для обновления газотранспортной системы страны в 2018 году, согласно утвержденной инвестиционной программе ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», планируется направить Br16,9 млн. Предусмотрена модернизация объектов на газораспределительных станциях «Ушачи», «Ельск» и «Раков», развитие Мозырского, Прибугского и Осиповичского подземных хранилищ газа, строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции в Молодечно.
Мы также ведем проектно-изыскательские работы по строительству первого на территории Беларуси комплекса малотоннажного производства сжиженного природного газа. Создание такого комплекса позволит перейти на новый уровень применения экологически чистого топлива: обеспечит транзитное движение СПГ-транспорта через территорию Беларуси и производство СПГ-техники машиностроительными предприятиями.
— В 2014 году была принята дорожная карта по развитию рынка газомоторного топлива в Беларуси. Удовлетворены ли вы ходом реализации мероприятий, которые предусматривает карта?
— В 2012 году между правительством Беларуси и ПАО «Газпром» был подписан протокол о намерениях сотрудничества по развитию применения природного газа в качестве моторного топлива. Это стало началом нового этапа по использованию экологически чистого топлива на автомобильном транспорте.
В тесном сотрудничестве с органами госуправления реализуется комплекс мероприятий по расширению применения природного газа в качестве моторного топлива, актуализируется нормативная база, осваивается производство газомоторной техники, растет сеть заправочных станций.
Беларусь располагает значительным научным и промышленным потенциалом. К работе по газомоторной тематике подключились Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, Минский моторный завод, «БелАЗ», «Гомсельмаш», «Белкоммашавто», Новогрудский завод газовой аппаратуры и другие предприятия. С маркой «Сделано в Беларуси» сегодня доступны газовые городские автобусы, коммунально-уборочная техника, тракторы и двигатели внутреннего сгорания.
ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» оказывает практическую и консультационную помощь по разработке и выпуску опытных образцов техники, работающей на компримированном природном газе. Обеспечивает заправку газобаллонной техники в период испытаний и эксплуатации, в том числе с возможностью доставки компримированного газа непосредственно в автохозяйства.
Например, в 2017 году в Гомельской области проходил испытания первый в мире зерноуборочный комбайн «Палессе» с двигателем, работающим на природном газе. Комбайн выдержал испытания и готов к серийному запуску в производство, а ОАО получило опыт заправки этой техники непосредственно на сельскохозяйственных полях, где проходит страда.
Прорабатывается вопрос по организации полигона для испытания сельскохозяйственной техники и тракторов, использующих природный газ в качестве моторного топлива.
Самый главный стимул с нашей стороны — это поддержание низкой цены газомоторного топлива, которая в настоящее время не превышает 40% от стоимости дизельного топлива.
«Газпром трансгаз Беларусь» занимается активной популяризацией газомоторного топлива в Беларуси. Мы реализуем его под торговой маркой «ЭкоГаз» ("EcoGas"). В Беларуси потребителями газомоторного топлива являются около 6,6 тыс. газобаллонных автомобилей. Популярность таких автомобилей растет среди частных автолюбителей и владельцев бизнеса в сфере таксомоторных перевозок.
На собственном примере мы показываем возможность и целесообразность применения газомоторного топлива. Количество автотехники ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» на компримированном природном газе cоставляет более 500 единиц, это почти половина общего количества техники в автопарке компании, а к 2020 году количество газомоторной техники должно составить не менее 70%.
Источник: БЕЛТА