Бензин, дизель, газ или электричество: на чем выгодно ездить в Беларуси?

С начала 2021 года цена на автомобильное топливо повышалась 25 раз. Одна из причин — рост цен на сырую нефть на мировом рынке. Есть ли альтернатива? Бензин, дизель, газ или электричество: на чем выгодно ездить в Беларуси?


В рамках круглого стола в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь эксперты ответили на эти и другие вопросы, дали советы автолюбителям и владельцам бизнеса.

Об электротранспорте

«С вводом в эксплуатацию БелАЭС в республике начнется стремительное развитие электротранспорта. Это очень перспективное направление. Безусловно, необходимо создание инфраструктуры, это процесс не быстрый, но мы к этому придем», — рассказал главный конструктор — начальник управления главного конструктора автоматизированных систем, телематики и мехатроники МАЗ Андрей Савчиц.
В частности, только в 2021 году на территорию республики было ввезено порядка 2 тысяч электромобилей. Для их зарядки в стране построено 450 «заправок», к концу года их число увеличится до 600.
Стоимость заправки — 29 и 39 копеек за Кв.ч в зависимости от типа зарядной станции, так называемой «медленной» или «быстрой». В среднем, в зависимости от марки электромобиля, стоимость 100 км пути варьируется от 6 до 12 рублей. То есть вполовину выгоднее, чем ездить на бензине.
Но существует и ряд неудобств: пока еще малое количество зарядных станций, продолжительное время заряда. Постепенно, по мнению участников круглого стола, эти вопросы будут решены.
Но пока наиболее перспективным является развитие электрического городского транспорта. В частности, электробусов, считает заместитель директора центра перспективных разработок по автобусам МАЗ Иван Войтешонок. В качестве примера он привел столичный маршрут №69, по которому курсируют и автобусы с дизельным двигателем, и электробусы.
«Себестоимость 1 км пробега электробуса в 3,5–4 раза дешевле. При этом ниже эксплуатационные издержки. Для дизельного двигателя нужно сложное обслуживание. У него много трущихся элементов, нужно моторное масло и т.д. Электробус дешевле в обслуживании и требует к себе меньше внимания и гораздо меньше средств», — сказал Войтешонок.
Также спикер добавил, что электротранспорт экологичен, что имеет важное значение для стремительно развивающихся белорусских городов.
Всплеск интереса к частным электромобилям — это вопрос будущего. Немалую сдерживающую роль играет и достаточно высокая цена на такие авто.

Газ как альтернатива

Альтернативой традиционным видам топлива эксперты считают газ. В Беларуси на заправках он встречается двух видов: нефтяной — пропан-бутан и природный метан. По словам руководителя ведущего в республике предприятия по переоборудованию автомобилей на газ Дмитрия Янковского, для каждого вида газа предусмотрено свое оборудование.
«Пропановое оборудование на самые популярные у белорусов марки авто с четырехцилиндровым двигателем стоит в районе 1650 белорусских рублей, метановое оборудование — в два раза дороже», — сказал Янковский.

Также он пояснил, что в метановом оборудовании нет так называемых баллонов под запаску. Баллоны для метана громоздки и «съедают» место в багажнике. При этом ездить на метане дешевле всего. Стоимость одного кубометра — 91 копейка. Расход в зависимости от марки автомобиля примерно такой же, как и на бензине: литр бензина — кубометр метана.
Расход пропана, как правило, на 15–20% выше, чем на бензине.

Комбайн на газе — и это не шутка!

Как отметил главный конструктор по унифицированным системам самоходных машин научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Олег Рехлицкий, на метан в качестве моторного топлива они обратили внимание достаточно давно.
«Метан, на наш взгляд, наиболее экологичное и с экономической точки зрения наиболее выгодное топливо. Он достаточно безопасен даже в сравнении с дизельным топливом, в том числе по токсичности. Это один из видов топлива, который требует минимальной подготовки для использования», — отметил Рехлицкий.
В 2017 году предприятие первым реализовало проект по созданию зерноуборочного комбайна GS4118К, который работает на газомоторном топливе.
«Газовое топливо экологично и вдобавок благоприятно сказывается на всей машине — по механике и двигателю в том числе. Увеличивается ресурс, сокращаются затраты на обслуживание. Экономия топлива по сравнению с дизелем — в 2,5 раза. Единственное, с чем столкнулись, — это отставание в развитии инфраструктуры — заправки», — сказал Рехлицкий.
По его словам, в Беларуси работает на полях почти четыре десятка таких машин. Для развития, считает спикер, нужно проработать вопросы заправки.

Метановых заправок станет больше

Как отметил заместитель начальника филиала «Управление „Экогаз“ ОАО „Газпром трансгаз Беларусь“ Александр Голубов, метан в Беларуси стали применять еще с 1984 года для заправки грузовых автомобилей. До 1992 года было построено 22 заправочные станции. Сегодня в наличии 27 АГНКС, которые расположены в 21 населенном пункте. Также он отметил, что в Беларуси эксплуатируется порядка 13,5 тысячи автомобилей, работающих на метане.
«Мы видим, что мощностей АГНКС не хватает. За три последних года произошел бум популярности метана в качестве автомобильного топлива. Спрос растет постоянно. В основном заинтересованы представители таксомоторного бизнеса», — отметил Голубов.
Основная причина популярности в первую очередь — невысокая стоимость пробега. К примеру, заправки на 20 рублей автомобилю с объемом двигателя 1,6 литра в среднем хватает на 250–300 км по городу. То есть менее 7 рублей на сотню.
«В нашем парке есть передвижные заправщики, с помощью которых организовали еще 15 заправочных пунктов», — сказал спикер.
По его словам, сегодня прорабатывается вопрос, чтобы удовлетворить спрос на популярное у белорусов топливо.
«В Минске устанавливаем дополнительные заправочные колонки, расширяем линейку, чтобы сократить очереди. Прорабатываем вопрос о строительстве заправок в Минске, Жлобине, Слуцке, Полоцке», — сказал спикер.
Также он отметил, что стоимость метана (и это мировая практика) варьируется в пределах 50% от цены за литр дизельного топлива.

Источник: Sputnik Беларусь